Акустический конденсатор для сабвуфера это устройство, выполненное на основе обычного конденсатора с большой ёмкостью, предназначенное для уменьшения падения напряжения при установке мощных автомобильных аудиосистем. Автолюбитель, который задумался о создании качественного громкого звучания своей акустической системы, состоящей не только из обычных динамиков, но и сабвуфера (источника высококачественных басов), должен предусмотреть, что вследствие увеличения громкости системы повышается и мощность в цепи питания усилителя. Величины мощности и тока, протекающей в проводниках цепей питания, неразделимы, а так как длина проводов от источника энергии автомобиля (генератора или же аккумулятора) достигает 4–5 метров, то снижение величины бортового напряжения может влиять не только на звучание усилителя, но и на все включенные в эту цепь приборы.
Принцип действия и назначение
В основе работы конденсатора для акустических систем лежит закон сохранения и накапливания энергии простейшего элемента, встречающегося во многих электрических цепях. Самый простой конденсатор состоит из двух проводников, между которыми расположен диэлектрик. Длина этих проводников в зависимости от ёмкости может достигать от одного метра до нескольких десятков, как соответственно и диэлектрика, расположенного между ними. Вся эта конструкция выполнена очень компактно, поэтому даже при такой огромной, для электронных устройств, ёмкости как один Фарад габариты конденсатора для сабвуфера позволяют разместить его в автомобиле.
Принцип действия автомобильного конденсатора, подключаемого в цепь питания усилителя или сабвуфера, заключается в том, что в нормальном режиме, когда напряжение питания составляет не меньше 12 Вольт, он спсообен накапливать электрический заряд. Когда любитель громкой музыки, накручивает регулятор повышает мощность аудиосистемы, ток в цепи питания сильно увеличивается и может достигать до 100 Ампер, происходит падение напряжения, так как ни генератор, ни тем более аккумуляторная батарея не предназначена для работы с такой большой постоянной нагрузкой. Тем более что в цепи автомобиля, особенно ночью и так существует нагрузка, вызванная включенными осветительными приборами, двигателем дворников, кондиционером и другими приборами, в зависимости от комплектации электрооборудования автомобиля. В момент прослушивания мощных басов акустический конденсатор для сабвуфера будет компенсировать снижение величины напряжения питания, то есть его просадки. Без этого устройства, напряжение в некоторые моменты будет снижаться до 8-9 Вольт, что недопустимо как для установленных стереосистем, так и для всей бортовой цепи автомобиля.
Таким образом, можно выделить несколько явных признаков, которые будут ощутимы водителю из-за отсутствия конденсатора большой ёмкости в цепи питания сабвуфера:
- Мигание фар в такт с музыкой;
- Повышенный расход топлива, связанный с увеличением нагрузки на генератор;
- Отключение или значительное снижение качества звука аудиосистемы при увеличении мощности и особенно при сильных низких частотах излучаемых сабвуфером.
Способы подбора конденсатора для мощных акустических систем
Для того чтобы правильно подобрать акустический конденсатор для сабвуфера нужно учесть максимальную и рабочую мощность усилителя звука. На 1000 Вт мощности стереосистемы необходима ёмкость в цепь его питания равная 1 Фараду. Это очень большая ёмкость способная компенсировать падение напряжения, в основном в электронике встречают конденсаторы ёмкость которых измеряется в микрофарадах.
Обязательным для стабильной работы системы также является электронная схема, вмонтированная в корпус устройства, предназначенная для:
- индикации напряжения в цепи питания усилителя;
- выдача энергии с резервного источника энергии (конденсатора) в нужный пиковый момент просадки;
- регулировка порции энергии, для защиты от перегорания предохранителей.
Подключается акустический конденсатор для сабвуфера параллельно в цепь питания, при этом обязательно соблюдать полярность и минимизировать расстояние его от клемм усилителя.
Обзор самых распространенных акустических конденсаторов
Бракс IPC. Стоимость модели составляет примерно 300$. Выполнен в стильном корпусе длина около 28 см, диаметр 7,5 см. Устройство имеет электронную автоматическую систему защиты:
- от подключения с неправильной полярностью;
- от перенапряжения, то есть если напряжения станет выше 17,5 Вольт.
Оснащён яркой трёх разрядной индикацией величины напряжения питающей цепи усилителя, которая высвечивает среднее значение за время равное 1,5 сек, что весьма приятно и отличает эту модель от более дешевых. Также существует индикация включения защит, описанных выше.
Поуэр Ампер SPV 100D. Примерная рыночная цена 250$. Сопротивление конденсатора составляет 1,8 мОм/120 Гц и 1 мОм/20 кГц, что является отличным показателем при работе с усилителями которые способны вырабатывать как качественные низкие, так и высокие частоты. Есть индикация зарядки конденсатором нужной величины электроэнергии, в этот момент не рекомендуется включать аудиосистему на полную мощность. Порог отключения и перевода устройства в спящий режим составляет 15,5 В (верхний порог) 11 В (нижний).
Сигнат ECC1. Заявленная рыночная цена 230$. Компактен, так как диаметр его составляет 7 см. О процессе полной зарядки акустического конденсатора оповещают 5 светодиодов разного цвета. Время зарядки и способности работать в штатном режиме около 1,5 минуты. аварийное отключение происходит при повышении напряжения питания на сабвуфере до 16,5 В.
Таким образом, любителям создания мощного автозвука придется раскошелиться ещё на один нужный инструмент для получения качественного звучания и поддержания системы бортового напряжения автомобиля в нормальном режиме.