Аналоговый процессор эффектов это электронное устройство, собранное на полупроводниковых элементах или же лампах, которое предназначено для обработки звука. Для его работы необходимо сетевое напряжение 220 Вольт, от стабильности которого, зависит продолжительность безаварийной работы и качество звука. Таким образом, данная аппаратура является одним из инструментов внешней обработки. Сейчас процессоры эффектов, работающие на основе изменения аналогового сигнала, без перевода его в цифровой, стали применятся реже, так как их функциональность не всегда отвечает требованиям создания современной музыки. Хотя у опытных аранжировщиков и музыкантов умеющих и привыкших работать именно с аналоговыми вариантами получается добиться весьма высоких результатов.
Принцип действия
Аналоговый процессор эффектов не переводит полученный от микрофона или гитары сигнал в дискретную, то есть цифровую плоскость, а за счёт схемы, собранной на полупроводниковых элементах, емкостях и катушках индуктивности, изменят структуру звуковых колебаний и генерирует свои индивидуальные эффекты. Элементами регулировки таких устройств служат обычные переменные резисторы, включенные в соответствующую электрическую цепь. Такое аналоговое устройство лишено возможности программирования, его только потом не подключить к компьютеру с нужным для этого программным обеспечением. Поэтому процесс создания эффектов полностью находится в ручном режиме. Регулятор громкости для таких процессоров тоже является неотъемлемой частью. Так как большинство создаваемых устройств и нужных музыканту эффектов рассчитано на частотный срез, то в схему устройства часто включаю регулятор смешивающий чистый звук с уже обработанным.
Зачастую в одном корпусе собраны несколько всевозможных инструментов создания стандартных звуковых эффектов, например, хорус и фленжер, или же ревербератор и эквалайзер, с возможность работы как моно, так и стереосигналом. Конструктивно аналоговый процессор эффектов изготавливается как в качестве педали или же стационарной приставки. Приводимая в действие ногой педаль включает и выключает определённый эффект в нужное время, а вот его регулировка и настройка всё равно выполняется ручным способом.
Типы эффектов
Все существующие эффекты разделяются на две основные группы по типу обработки:
- Пространственная. В неё входят такие эффекты, как симуляторы пространства, дилай-машины, ревербераторы, то есть все те, которые формируют трёхмерную картинку музыкального произведения. Полная картина сформированного сигнала даёт возможность расширить пространственную локализацию звука как по всему периметру, так и вглубь;
- Модуляционная. Эффекты, построенные на её основе изменяют основные характеристики звуковых колебаний, слышащих человеком, то есть частоты и высоты звучания. Самые распространённые из них работают по принципу задержки сформированного сигнала относительно основного.
Самые распространенные эффекты, вырабатываемые аналоговыми устройствами это:
- Хорус — придаёт объёмности звуку и расширения стереобазы сигнала, время задержки лежит от 5-50 миллисекунд. Задержка в таких случаях выполняется одновременно в нескольких линиях, количество их не превышает четырёх.
- Фленжер — задержка в диапазоне 5-15 миллисекунд, но она не является постоянной. Из-за постоянно меняющегося времени сигнал сливается с основным и тем самым вступает с ним в взаимодействие.
- Питч-шифтер — служит как насыщающий звуковой эффект изменяющий высоту и частоту сигнала. Некоторые исполнители используют его когда нужно поднять высоту звучания которого определённого инструмента тем самым скорректировать интонацию вокалиста.
- Гармонайзер — данный эффект является суммарным нескольких линий питч-шифтера, каждая из которых существенно изменяет и увеличивает высоту звучания. Именно он даёт возможность превращения одного солиста, в хор.
Сферы применения и использования
Источником звуковых колебаний для работы аналогового процессора эффектов может быть как музыкальный инструмент, чаще всего это электрогитара, синтезатор, бас-гитара или же барабан, так и вокал. В домашних условиях его используют крайне редко, а вот в студийных условиях и на концертных условиях, наоборот. Некоторые модели такой аудиотехники являются устройствами незначительно окрашивающими звук, другие же кардинально способны менять его.
Преимущества и недостатки использования
Среди преимуществ аналоговых устройств обработки звука выделяются:
- качество и тёплый оттенок итогового музыкального произведения;
- возможность быстрой настройки благодаря простоте устройств;
- сравнительно низкая цена.
Однако у таких устройств существуют и недостатки:
- малая функциональность;
- не программируемость.
В любом случае, профессиональному музыканту, аранжировщику или же вокалисту без процессоров и генераторов эффектов, работающих в аналоговом или же цифровом режиме просто не обойтись.